Часто говорят, что на Западе сплошь да рядом одни лицемерные улыбки, тогда как у нас на родине - все искреннее и душевное.
Расскажу про Париж. Про французскую провинцию сказать мне нечего: люди в регионах довольно разные, тем более - жители городов и деревень.
Если бы парижане научились лицемерить, может, это иногда было бы не так уж и плохо. Но многие из них этого просто не умеют. Если захотят тебя послать - пошлют от души. Если ты не понравился хозяину заведения, то тебя не станут обслуживать. Если тебе не понравился тон, с которым разговаривает обслуживающий персонал где-то, тебе предложат поискать другое место. Возможно, где-то есть заведения для избранной публики, где персонал выполняет любые капризы клиента с исключительной широты улыбкой. Но я в таких местах не бываю, а там, где бываю, персонал не старается работать над выражением своих эмоций, а выражает их, какие есть на данный момент.
Вот магазин BHV, очень удобный своим ассортиментом (универмаг) и расположением для меня, но покупки там делать - удовольствия мало. У многих сотрудников магазина проблемы с самоконтролем и научиться привести выражение своего лица в нормальное, приятное посетителю, состояние они не могут. Хозяйственный отдел там хороший, а вот на других этажах... В одном из отделов еще сохранилась старая система оплаты товара (как было в СССР раньше): выбираешь товар, подходишь к работнице отдела (она не всегда бывает на месте, между прочим), она выписывает лист (до сих пор помнится это советское "Выпишите!"), с которым надо пойти в кассу, оплатить, вернуться и предъявить оплаченный лист, тогда можно получить свою покупку. Это при том, что в других отделах можно смело выбрать тетрадку или другую мелочь и идти с ней сразу на кассу. Так вот, при мне одна дама, отчаявшись дождаться момента, когда же ей выпишут этот лист, сказала работнице: "Ну когда же вы отмените эту систему, ну ужас же, столько ждать" и услышала в ответ: "Дама, если вам что-то не нравится, вы можете вообще сюда не ходить, понятно?". Вот и поговорили. Без всяких улыбочек. А как-то в булочной (мы покупали что-то в россыпи - какие-то маленькие печеньки) и булочница торопилась и, насыпая печеньки в кулёк, постоянно роняла их на пол. Муж мой совершенно искренне сказал ей: "Да вы не торопитесь так, мы не спешим", на что она злобно ответила: "Вы считаете у меня нет других дел, кроме как вас обслуживать?". Если где-то вот так же продавцы-официанты выражают свои эмоции, я не спорю (смысла нет никакого), а просто перестаю туда ходить. В наших двух ближних булочных нам улыбаются совершенно искренне, там такой поток покупателей, часто очереди - с чего бы им биться за клиента, если и так их достаточно. Но они все равно добры и внимательны к нам, потому что так они устроены. А в ресторанчике, который у нас недалеко от дома есть, хозяин всегда выходит, чтобы открыть дверь уходящим посетителям и пожимает каждому руку. Чего ему лицемерить? Мы уже поужинали и расплатились.
Париж (как и Москва) - город нервный. Много замученных, затюканных людей. В метро психиатр, наверное, не знал бы куда глаза деть, лишь бы не натыкаться взглядом на потенциальных своих пациентов. Тут всяких хватает: и добрых, и злых, и милых, и придурков, и внимательных, и равнодушных... Но вот насчет лицемерных...
Расскажу про Париж. Про французскую провинцию сказать мне нечего: люди в регионах довольно разные, тем более - жители городов и деревень.
Если бы парижане научились лицемерить, может, это иногда было бы не так уж и плохо. Но многие из них этого просто не умеют. Если захотят тебя послать - пошлют от души. Если ты не понравился хозяину заведения, то тебя не станут обслуживать. Если тебе не понравился тон, с которым разговаривает обслуживающий персонал где-то, тебе предложат поискать другое место. Возможно, где-то есть заведения для избранной публики, где персонал выполняет любые капризы клиента с исключительной широты улыбкой. Но я в таких местах не бываю, а там, где бываю, персонал не старается работать над выражением своих эмоций, а выражает их, какие есть на данный момент.
Вот магазин BHV, очень удобный своим ассортиментом (универмаг) и расположением для меня, но покупки там делать - удовольствия мало. У многих сотрудников магазина проблемы с самоконтролем и научиться привести выражение своего лица в нормальное, приятное посетителю, состояние они не могут. Хозяйственный отдел там хороший, а вот на других этажах... В одном из отделов еще сохранилась старая система оплаты товара (как было в СССР раньше): выбираешь товар, подходишь к работнице отдела (она не всегда бывает на месте, между прочим), она выписывает лист (до сих пор помнится это советское "Выпишите!"), с которым надо пойти в кассу, оплатить, вернуться и предъявить оплаченный лист, тогда можно получить свою покупку. Это при том, что в других отделах можно смело выбрать тетрадку или другую мелочь и идти с ней сразу на кассу. Так вот, при мне одна дама, отчаявшись дождаться момента, когда же ей выпишут этот лист, сказала работнице: "Ну когда же вы отмените эту систему, ну ужас же, столько ждать" и услышала в ответ: "Дама, если вам что-то не нравится, вы можете вообще сюда не ходить, понятно?". Вот и поговорили. Без всяких улыбочек. А как-то в булочной (мы покупали что-то в россыпи - какие-то маленькие печеньки) и булочница торопилась и, насыпая печеньки в кулёк, постоянно роняла их на пол. Муж мой совершенно искренне сказал ей: "Да вы не торопитесь так, мы не спешим", на что она злобно ответила: "Вы считаете у меня нет других дел, кроме как вас обслуживать?". Если где-то вот так же продавцы-официанты выражают свои эмоции, я не спорю (смысла нет никакого), а просто перестаю туда ходить. В наших двух ближних булочных нам улыбаются совершенно искренне, там такой поток покупателей, часто очереди - с чего бы им биться за клиента, если и так их достаточно. Но они все равно добры и внимательны к нам, потому что так они устроены. А в ресторанчике, который у нас недалеко от дома есть, хозяин всегда выходит, чтобы открыть дверь уходящим посетителям и пожимает каждому руку. Чего ему лицемерить? Мы уже поужинали и расплатились.
Париж (как и Москва) - город нервный. Много замученных, затюканных людей. В метро психиатр, наверное, не знал бы куда глаза деть, лишь бы не натыкаться взглядом на потенциальных своих пациентов. Тут всяких хватает: и добрых, и злых, и милых, и придурков, и внимательных, и равнодушных... Но вот насчет лицемерных...
Очень трудно верится в хамство, о котором вы пишете. Я совсем не спорю. Вам лучше знать. "Если ты не понравился хозяину заведения, то тебя не станут обслуживать" Какие заведения вы имеете в виду? Ну просто в голове не укладывается грубость продавщицы. Ведь она всего навсего служащая, которая казалось бы должна дорожить рабочим местом( кризис же) и репутацией заведения.
ОтветитьУдалитьЯ уже не помню лиц и выражений продавцов, когда я была в Париже.
А теперь буду обращать внимание. Хочу снова побываить в Париже.
Галина, я вовсе не имела в виду, что это здесь правило такое: нахамить и выставить клиента. Это редко, но бывает. О нелюбезности парижских официантов многие наслышаны, но это тоже не повсеместно.
УдалитьМеста - самые обычные. Универмаг, про который я писала, довольно крупный и известный парижский универмаг. Булочная - обычная районная булочная. Но это все два случая, которые были на моих глазах. И еще несколько по мелочи, когда видно было, что лучше больше не ходить в такие места.
Я только хотела сказать, что на фоне таких, пусть и редких, моментов, замечаешь, что другие люди (и кассиры, и официанты, и продавцы, и булочники) не лицемерно тебе рады, не улыбаются через силу ради бизнеса, а как раз - от души.
Обязательно приезжайте снова в Париж!
Я подтверждаю истинность утверждений автора :) Увы, вежливое обслуживание (я уже не говорю об искренней сердечности) не является повсеместным правилом. Всяко бывает у нас на парижщине.
ОтветитьУдалитьПродащица в универмаге может дать волю собственному плохому настроению, потому что знает, что даже если на нее нажалуются, работодателю будет очень сложно уволить работника. Таково наше гуманное социальное право.
Спасибо за подтверждение! Что угодно можно сказать о парижанах, но назвать их лицемерными? Некоторые торговцы у нас даже для этого слишком гордые.
УдалитьВот я и не жалуюсь никогда, так как смыла нет в этом. Просто перестаю туда ходить.
Вы меня успокоили. Правда. Да, искреннюю улыбку чувствуешь сразу.
ОтветитьУдалитьЗдесь, в Дании, открытой грубости я не встречала.
А накануне Рождества мне не повезло с продавцом ювелирного отдела. Я покупала подарок для дочери и не сразу заметила, что упакован подарок довольно небрежно, и девушка была неприветливая.
Сначала был порыв вернуться и попросить упаковать подарок по -другому. Но мысль о том, что у девушки был трудный день накануне праздника(был уже вечер) остановил меня.
Я не заметила, когда она положила подарок в пакет.
Вас зовут Татьяна, как я поняла? Да, в Париж я непременно приеду.
Первое путешествие было довольно хаотичное. Хотелось успеть все и сразу)
Да, я Татьяна :) Приезжайте, когда будет тепло! Здесь много спрятанных от туристов симпатичных мест.
УдалитьЯ очень ценю то, что в Париже есть выбор. Если мне не нравится обслуживание, я пойду в другое место, у нас-то в районе нет недостатка в булочных, мясниках и сырниках. И если мне там рады, то рады искренне, несмотря на усталость (булочники встают в 5 утра, а то и раньше). А место с плохим обслуживанием в конце концов само пропадет (возле дома закрылся итальянский ресторан, мы были несколько лет назад там в день его открытия - было ужасно). С приведенным в пример универмагом такого не будет никогда, так что там будет стабильно неважно с обслуживанием, потому что народ все равно не перестанет туда ходить.
С подарком обидно, но я бы тоже не вернулась, наверное. Хотя оправдывать всё их усталостью... Вот в Москве однажды продавец (юноша) сказал мне, что я у него сегодня сто первая и мы ему все надоели, он устал (речь, как обычно, об отсутствии сдачи, покупатели ходят с крупными купюрами). Тогда я ему рассказала про свой день: он устал, я тоже не с дивана встала и пришла к нему, а потом спросила, будем ли дальше сравнивать тяготы наших жизней. Не проняло его. Я написала жалобу его начальству, было разбирательство, извинялись.
Неумение вести себя прилично с клиентами - явление интернациональное. На хорошее и плохое обслуживание можно наткнуться везде.Я не люблю Париж,но мне там всегда везло на улыбчивых и вежливых продавцов и официантов,в то время как в любимой Вене пару раз натыкалась и на хамство и на неприязнь.Мое личное мнение - это все идет от внутренней невоспитанности и культуры.В моем небольшом городе этого явления практически нет и не от того,что все такие душки ,просто боятся потерять работу.
ОтветитьУдалитьВ Париже не смотря ни на что работу потерять народ не очень боится. Вероника, могу вас заверить, что те продавцы, что улыбались вам в Париже, делали это искренне и не лицемерно. Я это и хотела сказать только: они не станут напрягаться для этого. Хотя иногда, это было бы не плохо. Я ведь тоже прихожу и с больной головой, и с плохим настроением, но стараюсь терпеть их нерасторопность и усталость, улыбаюсь и терпеливо жду. Так что если бы некоторые из них поработали над выражением своих лиц, я была бы рада. Но обычно больше одного раза я такого не вижу, так как не возвращаюсь в такие заведения.
УдалитьЯ тоже где-то читала, на голландском форуме или в другом месте, что фр.официанты не самые дружелюбные люди в мире ( мягко говоря ), что могут сильно игнорить, если обращаешься к ним не по-французски, могут плохо обслужить, а потом еще нагло требовать чаевые.
ОтветитьУдалитьНа счет наших, местных кафе, ресторанов с официантами сказать ничего не могу, давно не ходила..знаю, что есть очень рассеянные, невнимательные, но это не постоянный персонал..в магазинчиках частных -если ходишь постоянно, то тебя там знают, как и ты знаешь..отношения хорошие. В больших магазинах все лезут помочь с чем-то, что безумно бесит, порой, так как еще сам не знаешь, что тебе надо, забежал просто посмотреть, а к тебе лезут с дурацким вопросом " чем я вам могу помочь ? " Иногда так и хочется ответить, что самой лучшей помощью будет отсутствие этого вопроса !
Но знаешь, это хамство можно объяснить..толпы туристов, требующих что-то и быстро, и каждый день одно и то же + толпы туристов, халявные чаевые, внутреннее паскудство налицо.
Парижские официанты - я думаю, многие из них просто сговорились и выработали себе такой кодекс поведения, не знаю, правда, с какой целью. Не понимаю, чего они добиваются, но ведут себя высокомерно очень, с туристами и с местными, им все равно кому хамить. Но я не хожу в такие места. Есть куча других. И где официант и поболтает с нами, и хозяин проводит и откроет нам дверь перед уходом - и это не труд для них, это естественное положение вещей, они так устроены.
УдалитьДа вообще у вас в Париже не жизнь :)
ОтветитьУдалитьДа уж, у нас тут быстро учишься спаррингу и искусству остроумных морально убивающих ответов. Причем вариант "Сам дурак" не прокатит, надо гораздо изощреннее реагировать.
УдалитьНадя, протестую, протестую, протестую! Очень даже у нас тут и жизнь! Своеобразная, но вполне себе жизнь :)
УдалитьЖеня, поддерживаю! Тут приживается только реактивный остроумный острослов. Замешкался и проиграл. Я пока в стадии учебы. Готовлюсь к сдаче кандидатского минимума на французском (на русском-то - я уже доктор, в Москве без этого никак).
Не встречала лично в своёй глубинке очень невежливого отношения ни в ресторане, ни в магазинах... Равнодушное, да...
ОтветитьУдалитьА ещё было очень стыдно за продавщицу сувенирного магазина, которая "отшыла" туриста, который у неё спрашивал, как найти, от куда уезжает туристический паровозик...
Твои опыты подтверждают мои парижские опыты: люди тут на работе не скрывают свои эмоции, не лицемерят. Добрые - добрые, плевать им на тебя - они и это покажут, захочется отшить - отошьют. Как тут в семьях и коллективах - не знаю, но работники сферы обслуживания притворяться не стараются. Да и мелкие чиновники тоже.
Удалить